Расчет максимально допустимого расстояния между сильфонными компенсаторами
Расчет максимально допустимого расстояния между ССК
3.4.23. Между двумя неподвижными опорами теплопровода необходимо установить стартовый сильфонный компенсатор (или, так называемый, Е-компенсатор), после чего теплопровод заполняется теплоносителем и нагревается до температуры, равной 50 % от максимальной рабочей. При этом стартовый компенсатор должен сжаться на полную величину рабочего хода. После выдержки при указанной температуре (как правило, в течение суток) кожухи стартового компенсатора завариваются между собой. Тем самым, сильфон исключается из дальнейшей работы теплопровода. И так на всем теплопроводе между каждой парой неподвижных опор. Компенсация температурных расширений в дальнейшем происходит за счет знакопеременных осевых напряжений сжатия — растяжения. Таким образом, стартовые компенсаторы срабатывают один раз, после чего система превращается в неразрезную.
Максимально допустимое расстояние, м, между ССК составляет:
Диапазон температур предварительного нагрева, при которых может быть осуществлена заварка:
tэ — температура, при которой монтируется ССК.
При проектировании следует учитывать, что tэ может изменяться в пределах от нуля (при длительной остановки нагрева системы) до расчетной температуры наружного воздуха, принимаемой для расчета отопления (при глубине прокладки менее 0,7 м). Поэтому рекомендуется принимать tп.н. близко к средней, определенной по формуле:
С помощью нагрева до температуры tп.н и заварки стартового компенсатора осуществляется растяжка трубопровода на величину ∆L:
где ∆tп.н = tп.н — tэ
При этом уровень напряжений в защемленной зоне будет приблизительно равен:
σос = а · Е · (to — tмин) · 10-3, Н/мм2
Если по конструктивным соображениям расстояние между стартовыми компенсаторами требуется уменьшить, в формулу [19] вместо максимально допустимого значения Lст.к подставляется реальное.
В местах установки ССК должны иметь прямолинейные участки длиной не менее 12 м.
Расстояние от ССК до места установки ответвления должно быть не менее Lст.к/3.
Пример:
Определить предельное допустимое расстояние между стартовыми компенсаторами, температуру предварительного нагрева и величину растяжки при следующих исходных данных. Трубопровод диаметром 426 мм с толщиной стенки 7 мм с изоляцией, наружный диаметр кожуха изоляции 560 мм, площадь поперечного сечения трубы 92 см2, материал — сталь марки Ст20, давление в рабочем состоянии 1,6 МПа, наибольшая температура теплоносителя 130 °С, при монтаже компенсаторов — 10 °С, вес трубопровода с изоляцией и водой с учетом коэффициента перегрузки 2122 Н/м. Трубопровод имеет глубину заложения в грунте Z = 1,1 м, окружающий грунт — песок.
Определяем допускаемое осевое напряжение по формуле [8]
Удельная сила трения по формуле [7] составляет:
fтр = 0,4[(1 — 0,5 · 0,5) · 1,2 · 15 · 103 · 1,13 · 14 · 560 · 10-3 + 512] = 11294 Н/м,
Предельно допустимое расстояние между стартовыми компенсаторами — по формуле [15]:
Температура предварительного нагрева — по формуле [16]
по формуле [17]
Примем среднее значение tп.н = 70 °C, тогда осевые напряжения в рабочем состоянии составят:
σос = 0,012(130 — 70) · 2 · 102 = 144,0 МПа < 176,5 МПа Н/мм2
Определяем ∆L по формуле [19]
Где ∆tп.н = 70 — 10 = 60 °C.
В практике проектных и монтажных работ допускается использовать приближенные формулы для определения расчетного сжатия стартового компенсатора ∆L, мм:
∆L = 0,5(t1 — tмонт)Lст.кα
∆L = (tпн — tмонт)Lст.кα